
Мобильный банкинг: как им пользоваться, чтобы деньги были в безопасности
Рассказываем о том, как пользоваться мобильным приложением банка, чтобы не стать жертвой мошенников и не лишиться денег.
Практически у каждого обладателя смартфона загружено приложение банка, клиентом которого он является. Мобильный банкинг — это удобно, просто, быстро и надёжно, если соблюдать правила безопасности.
Мобильный банкинг: что это
Сервис даёт возможность управлять средствами на своём банковском счету и совершать операции с банковской карточкой через мобильное приложение. Установить его можно на смартфон или планшет.
Мобильный банкинг — это удобно, просто, быстро и надёжно, если соблюдать правила безопасности.
Чтобы использовать мобильный банкинг, клиент банка должен установить на свой гаджет приложение. Скачать его можно, например, в Google Play или App Store. Далее останется зарегистрироваться, придумать логин и пароль, при необходимости — ввести номер телефона и (или) другие данные — и можно пользоваться.
Главный плюс мобильного приложения — оно всегда под рукой, как и смартфон. Можно оперативно перевести деньги родственнику, пополнить баланс на телефоне, заблокировать банковскую карту, если вдруг выяснится, что вы её потеряли, и так далее. Однако при использовании мобильного банкинга существуют риски. Они связаны в первую очередь с кибермошенничеством.
Какие есть риски при использовании мобильных банковских приложений
Самый большой риск — что доступ к приложению, а заодно и к вашим деньгам, получат мошенники. Чаще всего это происходит из-за невнимательности, доверчивости или непредусмотрительности самих владельцев гаджетов. Это может произойти не только в том случае, если вы оставите где-то незапароленный телефон, да ещё и с открытым мобильным приложением.
Один из наиболее частых вариантов — программа-шпион, которая будет считывать пароли и перехватывать СМС-подтверждения банковских операций. Она может маскироваться под вполне безобидное приложение якобы для ускорения работы смартфона, фитнес-трекер, VPN, служебное программное обеспечение и так далее. Нередко люди сами устанавливают её на свой телефон. Злоумышленники могут позвонить под видом банковского сотрудника, подменив телефонный номер, и, например, сообщить, что без нового дополнительного приложения доступ к мобильного банку будет закрыт. А затем пришлют ссылку, где это якобы нужное для дальнейшей работы приложение скачать. Либо владелец смартфона может скачать такую программу случайно. Например, перейдя по ссылке из письма, сообщения в мессенджере или соцсети.
При переходе по вредоносной ссылке также можно заразить телефон вирусом, который будет перехватывать соединение приложения с банком и таким образом давать кибермошенникам возможность получить все данные.
Также в последние годы стали встречаться мошенничества с подменой сим-карты. В этом случае злоумышленники узнают номер телефона человека, приходят в офис компании сотовой связи и по поддельной доверенности и копии паспорта владельца смартфона оформляют дубликат. А затем, вставив симку в свой телефон, получают доступ в том числе к банковскому приложению. При этом жертва, если она пользуется телефоном лишь периодически, может не сразу обнаружить, что сим-карта перестала работать. Такой вариант мошенничества более сложен, он менее распространён, однако исключать такую возможность нельзя.
Главные правила безопасного использования мобильного банкинга
Чтобы ваши деньги всегда были в безопасности, следуйте простым, но важным правилам:
- Скачивайте мобильные приложения из магазинов приложений (Google Play, App Store, AppGallery, Galaxy Store и пр.).
- Установите сложный пароль для входа в мобильное приложение. Не используйте для паролей простые комбинации букв и цифр, которые легко подобрать посторонним людям: год, число и месяц вашего рождения, ваше имя и фамилию, имя жены или ребёнка, кличку любимой собаки и подобные, последовательные комбинации цифр и букв типа 2222, 1234, 9876, abcd, qwerty и так далее.
- Если на телефон установлены мобильные приложения нескольких банков, пароли для входа в них должны быть разными.
- Не используйте одинаковые пароли для входа в мобильный банк и, например, в соцсети или на государственные ресурсы.
- Установите двухфакторную идентификацию для входа в мобильный банк (например, по паролю и одноразовому коду из СМС или пуш-уведомления). Это станет дополнительной гарантией безопасности.
- Набирая коды и пароли на телефоне, следите, чтобы комбинацию букв и цифр не видели посторонние. Помните о камерах видеонаблюдения — при хорошем качестве записи, если она попадёт в руки злоумышленников, им легко будет узнать, какие коды и пароли вы набирали.
- Если вы записали в записную книжку или ещё куда-то код от мобильного приложения, не ставьте рядом пометку, по которой посторонние могут об этом догадаться. Зашифруйте запись, например напишите рядом имя знакомого и улицу, на которой он живёт.
- Не вкладывайте в чехол мобильника листки с записями кодов и паролей.
- Регулярно меняйте пароли для входа в мобильное приложение банка — желательно делать это хотя бы раз в 3–4 месяца.
- Не сообщайте и не пересылайте никому, даже работникам банка, пароли, коды для входа в банковское приложение и коды подтверждения банковских операций.
- Не входите в мобильный банк и не совершайте в нём операций при включённом VPN или если телефон подключён к общественному Wi-Fi: в этих случаях высок риск, что данные могут перехватить мошенники. Если возникла такая необходимость, лучше отключиться от общедоступного Wi-Fi и использовать мобильный интернет-трафик.
- После совершения операций в мобильном приложении банка всегда выходите из него.
- Настройте СМС или пуш-уведомления об операциях по карте. Если вдруг придёт сообщение об операции, которой вы не совершали, быстро заблокируйте карту.
- Если у вас возникло подозрение, что деактивирована сим-карта, оперативно свяжитесь с сотовым оператором, чтобы выяснить ситуацию. Позвоните со стационарного телефона, телефона знакомого, коллеги или родственника — в зависимости от того, кто есть поблизости.
Что ещё полезно сделать для дополнительной защиты
Защитить ваши данные и деньги также поможет соблюдение основных правил цифровой гигиены:
- Установите на телефон пароль. Это защитит хранящуюся в нём информацию, если вы вдруг потеряете гаджет или его украдут. Этот пароль должен отличаться от пароля или кода для входа в мобильное приложение банка. Либо используйте биометрическую идентификацию.
- Обязательно установите на мобильный телефон антивирус с полным функционалом. Имейте в виду, что большинство бесплатных версий имеют ограниченный функционал. Сэкономить можно, например, при покупке или продлении антивирусного программного обеспечения для компьютера. Пакет «Антивирус для компьютера + мобильное приложение» обойдётся дешевле. Кроме того, многие разработчики в качестве бонуса предоставляют бесплатную мобильную версию — например, при покупке антивируса для двух персональных компьютеров или продлении лицензии на длительный срок (2–3 года).
- Примерно раз в месяц полезно запускать полную проверку смартфона антивирусом. Также это рекомендуется делать, если вы случайно перешли по какой-то подозрительной ссылке или зашли на сайт, который показался вам небезопасным.
- Регулярно обновляйте антивирус и всё программное обеспечение на телефоне (если нет автоматического обновления). Следите за тем, чтобы у вас была установлена последняя версия мобильного приложения банка.
- Следите за тем, как ведёт себя смартфон. Если он вдруг неожиданно стал быстро нагреваться, перезагружаться, выключаться, приложения начали вылетать — это повод заподозрить вирус.
- Не скачивайте файлы, программы и приложения, в функционале, безопасности и надёжности которых вы не уверены.
- Не переходите по подозрительным ссылкам, в том числе в СМС, электронных письмах, мессенджерах и соцсетях. Всегда проверяйте адрес ссылки, по которой вы хотите перейти — даже если эта ссылка пришла в письме от имени вашего банка. Кибермошенники часто меняют одну букву, ставят дополнительный символ (например, тире). Также помните, что банк никогда не будет отправлять клиентам сообщения или имейлы с просьбами войти в мобильное приложение по ссылке.
Резюме: пользуйтесь мобильным банкингом безопасно
- Часто жертва сама даёт мошенникам доступ к своим банковским данным или забывает об основных мерах предосторожности при использовании мобильного банка. Поэтому не забывайте о бдительности.
- Чтобы ваши деньги были в безопасности, не оставляйте смартфон без присмотра, установите сложные пароли и периодически меняйте их, настройте двухфакторную идентификацию для входа в мобильный банк и оповещения об операциях.
- Не сообщайте посторонним никакие коды подтверждения операций — даже если эти люди представляются работниками банка.
- Установите на смартфон надёжный антивирус, регулярно обновляйте ПО, все программы и приложения скачивайте только из официальных источников.
- Не переходите по подозрительным ссылкам, обязательно проверяйте их адрес.
- Не пользуйтесь мобильным банкингом при включённом VPN или при подключении к общественному Wi-Fi.
Добавить комментарий