главная / Траты и экономия / Экологическая маркировка автомобилей: что нужно знать о новом законе

Экологическая маркировка автомобилей: что нужно знать о новом законе

В конце марта 2024 года правительство Узбекистана приняло окончательное решение о внедрении экостикеров для автомобилей, по которым будут ограничивать доступ к проезду в определённых районах Ташкента, а позже и других регионов республики. Экостикеры привязаны к экологической категории транспортного средства. Собрали всё, что нужно знать автомобилистам об этом нововведении.

Когда закон вступает в силу

Сразу отметим, что президент Шавкат Мирзиёев уже одобрил законопроект. Запуск системы «Экологичный транспорт» запланирован на 1 июня 2024 года. Её цель — улучшить экологическую ситуацию с помощью ограничений для автомобилей и мотоциклов. Транспорт планируют оценивать и разделять по категориям с точки зрения токсичности, то есть вреда для окружающей среды.

Программа должна полноценно заработать к 2030 году. Но вводить её начнут поэтапно. Первым тестовым регионом станет Ташкент, в котором нововведения появятся уже в 2024 году. Вторым этапом станет внедрение программ в Нукусе, его областных центрах и некоторых особо важных экозонах — в заповедниках или на рекреационных территориях. Этот этап займёт два года, с 2026 по 2028. И, наконец, после 2028 года к программе присоединят оставшиеся регионы.

Какими будут зоны и стикеры

Все территории разделят на зоны, исходя из текущей экологической обстановки и уделяя особое внимание качеству воздуха: «чистые» («зелёные»), «средние» («жёлтые») и «загрязнённые» («красные»).

Такие же категории будут присвоены и автомобилям после диагностики. По результатам каждому них присвоят экостикер одного из трёх цветов (зелёный, жёлтый или красный). Стикеры будут оснащены электронной меткой для защиты от подделки.

Дальше всё просто. Например, в «зелёную» зону смогут въехать только обладатели зелёных стикеров, в «жёлтую» — зелёных и жёлтых. Автомобили с красными стикерами смогут ездить только по «красным» зонам.

Сколько будут стоить стикеры

Заплатить придётся за экодиагностику при регистрации автомобилей. Не исключено, что её стоимость будет включена в стоимость самой услуги регистрации. Точных цифр пока нет, да и обязанность платить возникнет нескоро. Некоторое время после вступления закона в силу стикеры будут бесплатными.

Например, в Ташкенте платить не придётся до 1 января 2027 года, в Нукусе, его областных центрах и определённых экологических зонах —  до 1 января 2029 года, а в других регионах — до 1 января 2031 года.

Повторная диагностика тоже будет бесплатной, но только один раз в году. Если вам присвоили красный или жёлтый стикер, но вы провели регулировку работы двигателя, и он стал более экологичным, вы сможете приехать на замеры снова.

Наконец, владельцам электромобилей и бензиновых/дизельных машин возрастом до 3 лет зелёный стикер будет присваиваться автоматически и бесплатно. Даже ехать никуда не придётся — достаточно будет подать заявление онлайн, и стикер отправят по почте.

Возможно, появится ещё один вид платежа — компенсационный. Это на тот случай, если у вас, к примеру, красный стикер, но вам нужно съездить к родственникам в «желтую» (то есть более «чистую») зону. Теоретически вас пускать не должны, но при оплате компенсации — могут. Сколько именно будет стоить автомобилистам такое исключение, пока тоже непонятно: тарифы и способы контроля должно утвердить правительство.

Кто оценивает экологическое состояние автомобиля

Диагностику транспортных средств на соответствие экологическим нормам будет осуществлять ГУП «Центр инновационных проектов и оказания сервисных услуг населению» при МВД Узбекистана. В его структуре появятся специальные экологические операторы.

Важно отметить, что оцениваться будет не гипотетическое соответствие автомобиля экологическим нормам, а реальное. То есть, если вы купили современную модель с двигателем, соответствующим требованиям «Евро-5», а потом решили заняться тюнингом и удалили нейтрализатор в выхлопной системе, шансы получить зелёный стикер будут минимальны.

Сколько времени занимает регистрация

Весь процесс выдачи экостикера, включая заполнение необходимых форм, проведение диагностики и получение самого стикера, займёт не более 15 минут. Если диагностика проводится при регистрации автомобиля, на неё уйдёт ещё меньше времени, поскольку не придётся отдельно заполнять документы.

Как определить экологическую зону нужного района

Все границы зон будут устанавливаться и корректироваться Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами Ташкента и областей в соответствии с рекомендациями Министерства экологии.

Это ведомство уже изучает опыт коллег из других стран и внедряет новые технологии, которые помогут создать достоверную электронную карту качества воздуха на всей территории Узбекистана.

Когда эти зоны появятся, перед ними установят информационные знаки для удобства населения. Информация также будет доступна на всех онлайн-платформах.

Что будет, если пересечь границу допустимой экологической зоны

Нарушителей планируют штрафовать, но размер штрафа ещё не определён. Собранные деньги пойдут не в общий бюджет, а на целевые программы по улучшению экологической ситуации и охране окружающей среды. До 1 декабря 2024 года правительство должно утвердить размер штрафов.

Кроме того, предполагается внедрить механизм предоставления субсидий для замены автомобилей «вредной» категории на более экологически чистые. Министерству экономики и финансов поручено разработать предложения о финансировании этой программы в течение одного месяца.

Как будут выявлять нарушителей

Основной способ обнаружения нарушителей будет автоматизирован. Министерству экологии уже поручено приобрести технику для фото- и видеоконтроля в новых зонах, а также необходимое программное обеспечение. Ведомство также будет отвечать за обслуживание этого оборудования.

При этом стикер будет лишь визуальным элементом. Каждый из них привязан к конкретному автомобилю с конкретным номерным знаком — значит, будет несложно выполнять проверку именно через распознавание номеров. А такие технологии на рынке уже отработаны.

Конечно, не исключён и контроль вручную — например, на посту при проверке документов.