главная / Траты и экономия / Что такое операционная прибыль и как её рассчитать
Что такое операционная прибыль и как её рассчитать
Дата обновления: 13.11.2024

Что такое операционная прибыль и как её рассчитать

У Отабека бизнес по производству кухонной мебели. Он изготавливает столы, табуреты и кухонные шкафы. Чтобы понимать, какое направление приносит больше дохода, Отабеку нужно посчитать, сколько он тратит на производство и реализацию каждого вида мебели, за сколько продаёт, и вычесть разницу. Результат, который у него получится, и есть операционная прибыль (далее — ОП) . Рассказываем, из чего она складывается, и как её рассчитать.

Что такое операционная прибыль

Это прибыль от основной деятельности бизнеса: продажи произведенной продукции, реализации купленных товаров, оказания услуг или проведения работ.

Чтобы узнать показатель ОП, нужно из выручки вычесть расходы на основную деятельность. Разберёмся, что в них входит на примере бизнеса по производству продукции.

Затраты на производство. Они бывают постоянными и переменными. Постоянные расходы — это, например, аренда производственного помещения, фиксированная зарплата сотрудников. Их сумма каждый месяц остаётся неизменной. Переменные расходы зависят от объёмов производства. К ним относятся затраты на сырьё, упаковку, сдельная зарплата сотрудников.

Административные расходы. Они не связаны напрямую с производством. В них входят, например, зарплаты бухгалтера, менеджера по персоналу, логиста и других сотрудников, не участвующих непосредственно в создании продукта. Еще к административным расходам относятся арендная плата за офис, затраты на интернет, телефонию, коммунальные услуги.

Коммерческие расходы. Это все издержки, связанные с продвижением продукции: оплата рекламных кампаний, промоматериалов, зарплаты маркетологов, копирайтеров, дизайнеров и прочих специалистов по рекламе и маркетингу.

Если у компании есть еще какая-то деятельность, которая приносит доход, то её в расчет ОП не берут. Например, магазин торгует техникой и оказывает услуги по её подбору. Продажа будет считаться основной деятельностью, а подбор — побочной.

Как открыть ООО в Узбекистане: пошаговый гайд

Узнать

Чем отличается ОП от других видов прибыли

Для правильной оценки результатов работы бизнеса важно анализировать все виды прибыли: операционную, валовую, маржинальную и чистую. Разберёмся, чем они различаются.

Маржинальная прибыль — это разница между выручкой и переменными расходами на основную деятельность. Постоянные издержки в расчёте не учитываются.

Валовая прибыль — это выручка без себестоимости (постоянных и переменных расходов на основную деятельность).

Чистая прибыль — это выручка минус себестоимость и все другие расходы: постоянные и переменные издержки на основную деятельность, административные, коммерческие, а также налоги и сборы, проценты по кредитам и прочие платежи. А также учитывают доходы и расходы от неосновной деятельности.

ОП — промежуточная величина между валовой и чистой прибылью, она не очищена от налогов и других обязательных платежей. Поэтому компания не может потратить эту сумму: распределить между владельцами, инвестировать в развитие бизнеса или оставить в резервном фонде. Так можно распоряжаться только чистой прибылью.

Зачем считать операционную прибыль

ОП покажет, много или в пределах допустимого бизнес тратит на основную деятельность. Может ещё есть ресурс, чтобы покупать сырье дороже и качественнее, или, наоборот, нужно искать альтернативы подешевле.

Если показатель сравнивать в динамике, то можно отследить, растут ли затраты на производство. Это может быть из-за того, что материалов тратят слишком много и неэкономно, или поставщики слишком подняли закупочные цены, и нужно искать новых партнёров, чтобы снизить расходы на основную деятельность.

Как рассчитать операционную прибыль

Мы упоминали, что ОП — это выручка минус затраты на основную деятельность.

Формула расчета следующая:

Операционная прибыль = выручка - постоянные и переменные расходы на основную деятельность - административные расходы - коммерческие расходы.

Рассчитаем показатель на примере бизнеса по ремонту квартир.

Выручка за месяц — 25 млн сумов, аренда склада — 3 млн сумов. Это постоянные производственные расходы.

По 4 млн заплатили двум мастерам, работавшим над проектом. Еще 500 тысяч пришлось потратить на покупку нового шуруповерта. Итого переменные производственные расходы составили 8,5 млн сумов.

150 тысяч компания потратила на мобильную связь. Это единственная статья административных расходов.

В 2,5 миллиона обошлась реклама — это коммерческие расходы.

Итак, операционная прибыль составляет:

25 000 000 - 3 000 000 - 8 500 000 - 150 000 - 2 500 000 = 10 850 000 сумов.

Как анализировать операционную прибыль

Чтобы понять выгодный ли показатель ОП, нужно посчитать её рентабельность, то есть отношение к выручке.

Если мы возьмем данные из предыдущего примера, где выручка 25 млн, а ОП получилась 10 850 000, то рентабельность будет такая: (10 850 000 / 25 000 000) х 100 = 43,4%.

Изменение рентабельности лучше всего отслеживать от месяца к месяцу. Если при сохранении объёмов продаж она падает, значит, операционные расходы «съедают» слишком большую долю выручки, и нужно подумать, как их сократить.

Как увеличить операционную прибыль компании

Большая ОП свидетельствует об эффективности бизнеса, положительно влияет на репутацию, повышает привлекательность компании в глазах партнёров и инвесторов. Чтобы добиться стабильно высоких показателей, нужно увеличивать выручку и сокращать операционные издержки.

В том числе:

  • расширить ассортимент товарных позиций или перечень услуг, но так, чтобы затраты на производство новинок не поглотили выручку;
  • повысить качество продукции, чтобы увеличить выручку, но проследить, чтобы это не повлекло удорожание себестоимости;
  • оптимизировать ценовую политику; может быть, вы продаёте слишком дешево, от этого выручка низкая, а затраты на производство высокие;
  • усовершенствовать логистику — например, найти более эффективный маршрут доставки, контролировать складские запасы, попросить скидку у транспортной компании, с которой сотрудничаете;
  • стараться закупать сырьё или товары для перепродажи по более низким ценам, но без потери качества;
  • уменьшить расходы на рекламу и маркетинг: может быть, поискать более дешевые каналы распространения рекламы, или более точечно её продавать, чтобы она попала именно на ваших покупателей.

Коротко об операционной прибыли

  • Операционная прибыль — это выручка минус себестоимость, коммерческие и административные расходы.
  • Знать показатель важно, чтобы понимать, сколько денег бизнес тратит на управление и продвижение.
  • Еще одна полезная метрика — рентабельность по ОП.
  • Для повышения показателя нужно увеличивать выручку и уменьшать операционные расходы.

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии