главная / Траты и экономия / Что такое прибыль и как её рассчитать
Что такое прибыль и как ее рассчитать
Дата обновления: 07.08.2024

Что такое прибыль и как её рассчитать

Цель любого бизнеса — извлекать прибыль. Но бывает, что обороты растут, выручка поступает на счет, но компания все равно работает в убыток. Почему так происходит? Чтобы в этом разобраться, нужно знать, что такое прибыль, и правильно ее рассчитывать.

Вместе с экспертом Ольгой Игамратовой, основателем и директором ООО «Баланс плюс» расскажем про основные виды прибыли и как их считать.

Что такое прибыль

Прибыль часто путают с выручкой и доходом, но это совершенно разные понятия.

Выручка — это признанный доход от продажи товаров или услуг. Иногда выручкой уже можно считать подписанный счет-фактуру.

Доходы — это средства, которые бизнес получил не только от основной деятельности, но и из других источников, например, проценты по банковскому вкладу или арендная плата за сдачу недвижимости.

Прибыль — это средства, которые остаются у бизнеса после оплаты всех затрат, связанных с его ведением, а также налогов, в том числе и налогов на дивиденды.

Что важно знать о налоге на прибыль в Узбекистане в 2024 году

Узнать

Какие расходы учитывают при расчете прибыли

Полный перечень затрат и их группировка по видам закреплены законом. Рассмотрим виды и примеры таких затрат.

Себестоимость реализованной продукции,товаров, услуг

Это та сумма затрат по сырью и материалам, которая пришлась на реализованную продукцию, товар, услугу, то есть сырьевая себестоимость. Такие расходы еще называют переменными.

Также в себестоимость включаются постоянные расходы, которые распределяют на реализованную продукцию, товар, услуги. Например, амортизация оборудования, коммунальные расходы, зарплата работников, работающих в производстве основной деятельности, стоимость хранения товара и другие общепроизводственные (накладные) расходы.

Коммерческие

Это расходы, связанные с продажей товаров, услуг, произведенной продукцией. Например, реклама, упаковка товара, транспортировка, складирование, комиссии и бонусы продавцам.

Административные

Это затраты, направленные на содержание административно-управленческого персонала. Например, зарплата управленческого персонала и зарплатные налоги, аренда служебного транспорта и офиса, оплата телефонной связи и интернета, расходы на командировки и др.

Прочие операционные

Это затраты по содержанию предприятия, не вошедшие в коммерческие и  административные. Например, обучение персонала, аудиторские, банковские и консультационные услуги, компенсационные выплаты, единовременные премии, материальная помощь, налоги, штрафы, пени и др.

По финансовой деятельности

Это расходы по выпуску и распространению ценных бумаг, проценты по займам, кредитам и прочие финансовые. Например, убытки от валютных курсовых разниц, проценты по кредитам и финансовой аренде, прочие расходы по финансовой деятельности.

Другие расходы по распределению прибыли

Это расходы, которые влияют на формирование чистой прибыли: налог на прибыль, прочие налоги и другие обязательные платежи от прибыли.

Виды прибыли и их расчет

Рассмотрим, какая прибыль бывает, и по каким формулам ее считать.

Вид прибыли Что показывает Как считать
Маржинальная (МП) Показывает, сколько бизнес зарабатывает
от проданного товара или оказанной услуги
после покрытия только тех затрат, которые напрямую
связаны с производством и продажей этой продукции
МП = выручка - переменные расходы,
входящие в себестоимость
Валовая (ВП) Показывает, сколько заработанных средств остается
в компании после покрытия затрат на себестоимость
ВП = выручка - переменные - постоянные
расходы, входящие в себестоимость
Операционная (ОП) Этот показатель также называют прибылью
от основной деятельности
ОП = валовая прибыль - коммерческие,
административные и прочие расходы +
прочие доходы от основной деятельности
Чистая (ЧП) Это доход, который остается в распоряжении
у предпринимателя и может быть использован
для выплаты дивидендов, дальнейшего развития
бизнеса или личных нужд
ЧП = операционная прибыль - налоги
(на прибыль и приравненные к нему)
и обязательные платежи

Для примера посчитаем каждый вид прибыли для обувной фабрики за один квартал, которая изготовила тысячу пар кроссовок по 100 тыс сумов за пару.

Выручка от продажи = 1 000 пар х 100 000 сум за пару = 100 млн сумов.

Расходы: материалы для пошива на 35 млн, зарплата одному постоянному и одному сезонному рабочему — по 5 млн каждому, доставка товара до магазинов — 3 млн, коммунальные платежи и аренда — 10 млн, реклама — 12 млн, налоги от прибыли — 8 млн.

Прибыль Расчет
Маржинальная (МП) Выручка 100 млн - (материалы для пошива 35 млн +
зарплата сезонного рабочего 5 млн) = 60 млн сумов
Валовая (ВП) Выручка 100 млн - (сырье для пошива обуви 35 млн +
зарплата всех рабочих 10 млн + коммунальные платежи и аренда 10 млн) = 45 млн сумов
Операционная (ОП) Валовая прибыль 45 млн - 3 млн на доставку -
реклама 12 млн = 30 млн сумов
Чистая (ЧП) Операционная прибыль 30 млн -
налоги от прибыли 8 млн = 22 млн сумов

Как анализировать показатели прибыли

Одно их самых важных — оценить рентабельность. Рентабельности существует столько же видов, сколько и видов прибыли.

Общая формула рентабельности = (вид прибыли / выручка) х 100%.

Рентабельность по ЧП показывает, сколько чистой прибыли получает бизнес с каждого сума выручки.

Например:

Выручка магазина в апреле — 100 млн, чистая прибыль — 30 млн. Выручка в мае — 120 млн, чистая прибыль — 35 млн.

Посчитаем рентабельность. Апрель: (30 млн / 100 млн) х 100% = 30%. Май: (35 млн / 120 млн) х 100% = 29,2%.

Из расчета видим, что, несмотря на рост показателей, рентабельность бизнеса снизилась. Чтобы это отслеживать, считают рентабельность по чистой прибыли.

Рентабельность по МП показывает, насколько эффективны затраты, которые зависят от объема основной деятельности.

Например:

Выручка кафе в апреле — 100 млн, а маржинальная прибыль — 70 млн. Выручка в мае — 120 млн, а МП — 78 млн.

Считаем по той же формуле. Рентабельность по МП в апреле = 70%, а в мае = 65%.

Если показатель снижается, нужно анализировать, эффективно ли производить товар или оказывать услуги по текущим затратам.

Рентабельность по ВП показывает, какая часть от выручки в процентном соотношении в том числе становится валовой прибылью.

Например:

Выручка за диваны — 100 млн, ВП от них — 40 млн. Рентабельность = (40 млн / 100 млн) х 100% = 40%.

Выручка за кровати — 150 млн, ВП от них — 80 млн. Рентабельность = (80 млн / 150 млн) х 100% = 53,3%.

Следовательно, производить кровати выгоднее, чем диваны.

Операционная рентабельность показывает, насколько эффективно бизнес использует свои ресурсы.

Например:

Выручка пекарни — 100 млн, себестоимость пирогов, что она продает — 30 млн, аренда, коммунальные платежи и зарплата — плюс 20 млн.

Операционные расходы = 30 + 20 млн = 50 млн. ОП = 100 - 50 = 50 млн.

Операционная рентабельность = (50 / 100) х 100% = 50%.

Чем выше операционная рентабельность, тем успешнее бизнес использует свои ресурсы.

Анализ прибыли — это не разовая задача, а постоянный процесс. Он помогает замечать слабые места в вашем бизнесе и принимать обоснованные решения.

Как увеличить прибыль: советы эксперта

Что делать, если прибыль падает, а продажи снижаются? Эксперт советует несколько стратегий, позволяющих решить эту проблему.

Проанализировать причины снижения продаж:

  • провести исследование рынка, чтобы понять, что происходит с конкурентами и клиентским спросом. Например, вы продаете сезонные товары, в пик продаж у вас много конкурентов, а вне сезона клиенты покупают хуже;
  • проанализировать ассортимент и ценообразование, возможно, нужно корректировать продуктовую линейку или цены. Например, вы продаете товар, который уже не удовлетворяет потребности клиентов, он устарел или стоит дороже, чем у конкурентов;
  • оценить эффективность маркетинговых и рекламных кампаний. Например, вы даете рекламу в интернете, но продажи это не повышает. Возможно вашу рекламу видит не та аудитория, которая потенциально могла бы купить ваш товар или реклама запущена не на той площадке, где она бывает.

Оптимизировать затраты:

  • провести анализ структуры затрат, чтобы выявить возможности для сокращения издержек. Возможно, вы закупаете слишком дорогое сырье, и можно поискать подешевле без ухудшения качества;
  • пересмотреть расходы на персонал, логистику, аренду, закупки и другие статьи;
  • внедрить меры по повышению операционной эффективности. Например, автоматизировать бизнес. Например, если сейчас у вас менеджер обрабатывает поступающие заказы вручную, то упростить и сделать процесс быстрее поможет внедрение CRM-системы. Это программа, которая возьмет на себя работу менеджера или его часть и будет обрабатывать заказы по настроенным алгоритмам.

Диверсифицировать бизнес:

  • рассмотреть возможность выхода на новые рынки или разработки новых продуктов. Например, открыть магазин в новом районе или добавить товаров в ассортимент;
  • найти возможности для развития смежных направлений деятельности. Например, изготавливаете и продаете мебель для дома, начните оказывать услуги по ее ремонту или реставрации.
  • искать дополнительные каналы сбыта. Например, перейти на продажи онлайн. Чтобы не тратить бюджет на создание сайта, можно начать работать на готовой площадке Uzum Market.

Улучшить клиентский сервис:

  • проанализировать обратную связь от клиентов, чтобы понять, что их не устраивает, и что они хотят получать. Например, опросить посетителей офлайн, попросить заполнить анкету на сайте или оставить отзыв в соцсетях;
  • внедрить программы лояльности, улучшить качество обслуживания. Например, внедрить карты лояльности, баллы за покупки или кешбэк как у карт Uzum Bank.

Пересмотреть стратегию развития:

  • проанализировать долгосрочные тренды отрасли. Например, у вас работает кофейня, насколько долго будет популярен такой формат общепита.
  • оценить новые возможности и угрозы для бизнеса. Например, у вас пекарня, можно ли ее масштабировать до полноценного кафе и есть ли рядом конкуренты с подобными форматами.

«Только комплексный подход, сочетающий анализ, оптимизацию, диверсификацию и пересмотр стратегии, поможет преодолеть снижение прибыли и продаж».

Ольга Игамратова
Основатель и директор ООО «Баланс плюс»

Коротко о прибыли

  • Прибыль — это разница между доходами и расходами компании. Она помогает оценить, насколько эффективен ваш бизнес. Если показатель растет, значит, вы на верном пути. Если уменьшается — это сигнал, что нужно что-то менять.
  • Для управления компанией необходимы расчет и анализ различных видов прибыли: чистой, валовой, маржинальной, операционной.
  • Зная свою прибыль, вы можете принимать обоснованные решения по развитию компании. Например, стоит ли вкладывать деньги в маркетинг, нанимать новых сотрудников или открывать новый филиал.
  • Правильный учет прибыли необходим для корректного расчета налогов и составления финансовой отчетности. Это важно не только для соблюдения законодательства, но и для поддержания прозрачности бизнеса.
  • Регулярный подсчет прибыли помогает планировать будущие расходы и доходы. Вы будете знать, сколько денег можете потратить на расширение бизнеса или модернизацию оборудования.

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Gulchehra
Gulchehra
8 месяцев назад

Maqola juda foydali