
Что такое факторинг: объясняем простыми словами
Помимо кредитов и займов у компаний есть ещё один способ получить товар при отсутствии денег в настоящий момент. Рассказываем, что такое факторинг и чем он лучше кредитов.
В бизнесе есть понятие кассового разрыва. Это когда теоретически деньги у компании есть (например, вы продали крупную партию товара), а практически на счету их нет (покупатель ещё не провёл оплату). Возникает дебиторская задолженность между расходами и доходами на период.
Устранить или минимизировать такой разрыв можно с помощью факторинга.
Что такое факторинг
Факторинг — это сделка с привлечением третьей стороны (фактора), при которой эта третья сторона за небольшую комиссию сразу выплачивает деньги продавцу. А потом получает их спустя некоторое время от покупателя. В роли фактора может выступать любая коммерческая компания, но обычно это банки.
Как работает факторинг
Поясним работу на конкретном примере. ООО «Агрофирма» собрало урожай на 100 млн сумов и передало его на реализацию розничному магазину. Магазин не может сразу оплатить 100 млн сумов, поэтому компании договариваются на оплату с отсрочкой в 2 месяца. Тогда магазин успеет продать урожай за 130 млн, перечислит 100 млн в ООО, а 30 млн останется в виде прибыли.
Но «Агрофирме» нужны деньги как можно быстрее. Фактически ей грозит кассовый разрыв в 2 месяца. Чтобы его исключить, компании обращаются к финансовому агенту (фактору). Фактор после оформления необходимых документов сразу переводит в адрес «Агрофирмы» 100 млн рублей за вычетом своей комиссии (например, 10%). При этом агент получает право истребовать платёж с розничного магазина через 2 месяца.
ООО получило деньги сразу и вложило их в бизнес снова — это выгодно. Розничный магазин получил отсрочку на 2 месяца, продал товар за 130 млн сумов, выплатил 100 млн и остался с прибылью — тоже выгодно. Финансовый агент заработал на комиссии. Все три стороны остались удовлетворены.
Чем факторинг отличается от кредита
Если магазин захотел взять кредит, чтобы расплатиться с ООО сразу, ему пришлось бы передавать в залог имущество. Но не у всех оно есть: например, розничный продавец может просто арендовать помещение в торговом центре и не иметь никакого имущества. Получить кредит в таких условиях будет сложно.
В факторинге задействованы не две, а три стороны. Фактически это кредитование под поставку товара — для него уже не нужен залог.
Чем ещё выгоден факторинг
Для продавца
Не нужно изучать состоятельность покупателя. Для ООО абсолютно не важна его платёжеспособность — ведь деньги оно получает сразу от банка.
Не нужно контролировать платёж. Если магазин не успел продать товар и вовремя не перечислил деньги, это уже проблема банка, а не продавца. Банку гораздо проще взыскать платёж: для этих целей у него есть штат юристов. «Агрофирме» пришлось бы их нанимать и думать над алгоритмом действий.
Для покупателя
Факторинг не отображается как кредит. Если магазин задумает взять именно кредит (например, для открытия нового филиала), в его истории не будет висеть непогашенный долг.
Закупать продукцию становится проще. Не каждый продавец готов поставлять товар с отсрочкой на несколько месяцев. Но при факторинге они сразу получат свои деньги, поэтому круг возможных поставщиков расширяется.
Есть ли недостатки у факторинга
Разумеется, главный недостаток — комиссия фактора. Если продавцу не очень нужны деньги (например, у него сезонный бизнес, а продажа происходит в несезон), платить комиссию не имеет смысла. При оптимальном стечении обстоятельств, то есть полной оплате от всех покупателей через некоторое время, продавец получит выгоду в полном размере.
С точки зрения покупателя недостатком может служить короткий период факторинга (обычно не больше полугода). Кредит доступен на гораздо более долгие сроки, к тому же сумма не ограничена суммой сделки. Можно взять больше денег, частью профинансировать сделку, а часть пустить на другие нужды.
К тому же факторинг подразумевает безналичную оплату. Многие частные фермеры предпочитают нал, и тогда вам придётся искать «живые» деньги.
Кто может воспользоваться услугами факторинга
У факторов есть свои требования к обеим сторонам. Они рискуют деньгами, поэтому должны убедиться, что сделка не фиктивная, а стороны кредитоспособны.
Продавец
Как правило, для финансового агента важно отсутствие финансовой задолженности перед банками. Другое классическое условие — компания должна быть зарегистрирована как минимум год назад. «Новичкам» факторинг практически недоступен.
Покупатель
Есть определённые требования по финансовой деятельности. К примеру, к объёму среднемесячных поступлений по последний год: если они не покрывают и половины суммы будущей сделки, в факторинге могут отказать. Также могут отказать при наличии низкого кредитного рейтинга у покупателя. Рейтинг чаще всего оценивает сам финансовый агент на основе своей скоринговой модели: это сложный алгоритм, который учитывает множество исходных данных.
Главное, что нужно знать о факторинге
- Факторинг — это сделка трёх сторон. Кроме продавца и покупателя в ней участвует агент, который за счёт собственных средств устраняет кассовый разрыв.
- Факторинг можно использовать только в конкретной сделке. В ней должны быть прописаны все условия поставки и платежей, включая сроки. Сумма факторинга не может быть больше суммы сделки.
- Хотя ставка (процент) по факторингу больше, чем по кредиту, обычно он выгоднее, потому что не нужно искать обеспечение (как для кредита) и передавать его в залог.
- Основная сфера применения факторинга — поставки с отсрочкой платежа. Продавцу не нужно оценивать риски невозврата денег: это уже проблемы фактора. Значит, можно активнее продавать с отсрочкой.
Добавить комментарий