главная / Безопасность / ЭЦП: что это такое и как получить цифровую электронную подпись
ЭЦП: что это такое, зачем нужен ключ, как получить в Узбекистане и как пользоваться
Дата обновления: 05.11.2024

ЭЦП: что это такое и как получить цифровую электронную подпись

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это современная альтернатива рукописной подписи. Она помогает подтвердить, что документ был завизирован конкретным человеком и больше не менялся после подписания.

Вместе с экспертом Игорем Ласьковым, специалистом по электронному документообороту расскажем подробнее, что такое ЭЦП, где и как её получить и в каких случаях можно использовать.

Что такое ЭЦП

Электронная цифровая подпись представляет собой случайно сгенерированный набор цифр, доступ к которому есть только у её владельца. ЭЦП действует два года.

Такая подпись более надёжно защищена от подделок, чем собственноручная. Это обеспечивается за счёт использования криптографического ключа, который шифрует данные и находится у владельца электронной подписи.

Хотите управлять деньгами грамотно? В нашем Telegram-канале — советы, которые работают!

Присоединиться

Зачем нужна ЭЦП

Электронная подпись обладает такой же юридической силой, как и ручная, поэтому её применяют в разных областях. Граждане используют ЭЦП для регистрации на сайтах госструктур, например, на Едином портале государственных электронных услуг, а юридические лица — для электронного документооборота.

В зависимости от целей применения и владельца различают простую и квалифицированную цифровую подпись:

  • простая предназначена только для личных целей, например, заказать документ на ЕПИГУ;
  • квалифицированная — для подтверждения подлинности юридических документов. Такая подпись состоит из двух ключей: открытого, который виден пользователям через специальные программы, и закрытого, доступного лишь владельцу.

С помощью ЭЦП бизнесу удобно работать с партнёрами онлайн: не нужно подписывать и отправлять бумажные документы.

Какие требования предъявляются к ЭЦП

Кто автор цифровой подписи, можно понять из сертификата, который её подтверждает.

Сертификат квалифицированной ЭЦП по законодательству Узбекистана должен отражать следующие сведения:

  • ФИО владельца закрытого ключа;
  • наименование организации, если владелец ключа — её представитель;
  • номер и срок действия сертификата;
  • открытый ключ цифровой подписи;
  • область применения электронной подписи;
  • наименование средств ЭЦП, с помощью которых можно использовать открытый ключ;
  • название и расположение центра, который выдал сертификат;
  • электронный адрес реестра сертификатов ключей ЭЦП.

Документ, подписанный ЭЦП без сертификата, не имеет юридической силы.

Как получить ЭЦП

Оформить цифровую подпись можно разными способами: прийти лично в любой Центр госуслуг или оформить онлайн через Единый портал госуслуг. Также существует ещё один вариант дистанционного получения ЭЦП — официальный сайт Центра регистрации налогового комитета e-imzo.uz. Такой способ оформления самый удобный и быстрый. К тому же использовать ЭЦП можно только с помощью программного обеспечения е-imzo, поэтому лучше сразу подать заявку через сайт ведомства.

Главная страница сайта Центра регистрации Государственного налогового комитета

Для получения цифровой подписи следуйте по схеме:

  1. Зайдите на сайт e-imzo.uz и внесите данные в форму. В ней следует сразу выбрать статус заявителя — физическое или юридическое лицо. Для компании потребуется ввести ИНН и ПИНФЛ руководителя.
  2. В следующее окно нужно внести номер личного телефона ответственного лица, например, руководителя предприятия. Далее — 4 цифры с картинки. В течение 5–10 секунд придёт СМС с одноразовым кодом, который нужно указать в соответствующем поле.
  3. Затем на экране появится предложение системы загрузить модуль е-imzo. Рекомендуем сразу это сделать. Учтите: его можно установить только на компьютер — следуйте подсказкам на экране.
  4. В последнем окне формы система создаёт открытый и закрытый ключ ЭЦП. Для этого следует сделать снимок лица с раскрытой страницей паспорта, где отображено фото. Этот файл и саму копию документа прикрепите к анкете. На этом этапе также нужно будет перейти в установленный модуль, указать папку, где будет храниться ключ ЭЦП, и придумать пароль для ключа. Затем система автоматически сформирует заявление по указанным данным. Если всё верно, нажмите кнопку «Отправить запрос».

Если подавали заявление на оформление ЭЦП через сайт ведомства, оно будет рассмотрено в минимальные сроки — в течение одного рабочего дня. В случае одобрения на указанный телефонный номер придёт соответствующее сообщение. Затем нужно перейти на сайт и подтвердить получение сертификата с помощью соответствующей кнопки. Закрытый ключ будет сохранён в файле DSKEYS на выбранном вами диске компьютера. Сам сертификат можно получить двумя способами: скачать и распечатать с сайта ведомства, либо лично получить в удостоверяющем Центре.

«Современный документооборот требует современных решений. И раз уж его перевели в цифровое пространство, то и подпись должна быть соответствующей. Трудозатратно каждый раз распечатывать документ, подписывать, ставить печать, сканировать и отправлять адресату. Для таких случаев придумали современный способ упростить этот процесс через ЭЦП».

Игорь Ласьков
специалист по документообороту

Как пользоваться электронной цифровой подписью

Для того чтобы начать пользоваться ЭЦП, следует перейти в личный кабинет сайта государственного органа, подключить ключ через модуль е-imzo и ввести его пароль.

Ключ может быть предоставлен как физическим, так и юридическим лицам. Последним ключ необходим, так как без него не получится сдать обязательную электронную отчётность, работать с электронной документацией и в целом осуществлять деятельность на территории Республики Узбекистан. Пользоваться ЭЦП также можно и на сайтах отдельных ведомств, например, my.soliq.uz, stat.uz, faktura.soliq.uz, fo.birdarcha.uz.

Коротко об ЭЦП

  • ЭЦП — важный инструмент для надёжной защиты электронных документов. Она позволяет подтвердить авторство, время подписания и неизменность документа. При этом цифровая подпись по юридической силе равнозначна рукописной.
  • ЭЦП широко применяется в различных сферах как в обычной жизни, так и в бизнесе. С её помощью можно дистанционно подать декларацию, заключить договор, оформить практически любое заявление и совершить другие действия в онлайн-формате.

Юридические лица обязательно получают ключ ЭЦП при регистрации предприятия в отделении Центра Государственных услуг или отделении Налоговой службы Республики Узбекистан, физическим лицам можно оформить этот ключ как в отделениях Центра государственных услуг, так и через веб-сайт e-imzo.soliq.uz.

Попросили копию паспорта: как обезопасить себя от утечки данных

Узнать

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии