
Акт выполненных работ: определение, образец 2024 года и порядок заполнения
Дизайнер обновил интерьер в офисе клиента, после чего обе стороны подписали акт выполненных работ. Этот документ говорит о том, что все стороны довольны выполненными обязательствами.
Вместе с экспертом Анной Уфимцевой, руководителем СП Business Explorer разберёмся, что это за документ, когда он нужен, и как правильно его оформить.
Что такое акт выполненных работ
Это двусторонний документ отчётности по договору, который подтверждает завершение работы исполнителем и её приёмку заказчиком.
Также встречаются названия:
- акт о приёмке и передаче выполненных работ;
- акт сдачи-приёмки работ;
- акт приёма и сдачи выполненных работ;
- акт передачи и приёма работ;
- акт о сдаче выполненных работ;
- акт приёмки и сдачи работ.
Акт считается дополнение к договору, а не отдельным документом.
Зачем нужен акт
Такой документ важный инструмент для защиты прав и интересов обеих сторон в бизнесе, где необходима подробная отчётность и прозрачность.
Для чего он нужен:
- это юридическое подтверждение того, что работа сделана в срок и качественно. Акт защищает как заказчика, так и исполнителя: первому не придётся платить, если качество работ не соответствует ожиданиям, а второй сможет требовать оплату за свои услуги;
- на основании этого документа осуществляется финальный расчёт между сторонами по договору подряда;
- помогает вести бухгалтерский учёт. С этим документом легче отслеживать, какие услуги были оказаны, и какие средства потрачены;
- позволяет избежать недоразумений и судебных разбирательств. Если дело доходит до суда, акт выступит доказательством того, что заказчик утвердил выполненные работы. Без этого документа суд посчитает работы не принятыми. Это опасно для подрядчика: он может не только не получить оплату, но и не доказать факт выполнения работ и наличие договора. Для заказчика риски меньше, но без акта ему тоже будет сложно доказать реальность сделки.
Как составить акт
При составлении акта важно соблюдать утверждённые правила и стандарты документооборота.
Он должен содержать следующие пункты:
- номер и дату подписания;
- номер договора;
- сроки выполнения работ;
- объём проведённых работ;
- стоимость работ;
- данные о сторонах. Полные юридические названия как заказчика, так и исполнителя согласно учётным и регистрационным документам;
- критерии качества. Заказчик подтверждает отсутствие жалоб или перечисляет все выявленные недочёты с указанием сроков для их устранения;
- гарантийные обязательства;
- печати и подписи, которые подтверждают законность акта.
Как указать в акте содержание услуги или работы
Большое значение имеет точное описание услуги или работы. Вместо использования общих формулировок, например, «Услуги по договору № __ от __», лучше приводить точные данные: номер договора, дату, а также подробно описывать услугу или работу и указывать время выполнения. Например, «Ремонт офисного помещения в июне 2024 года по договору № 22 от 01.06.2024».
Название и стоимость в договоре и акте должны совпадать. Если договор описывает работы по ремонту кровли, то в акте используются те же самые слова. Изменение названия на «Строительные работы» может привести к дополнительным вопросам со стороны контролирующих органов.
Рекомендуется использовать акт, состоящий из описательной части с реквизитами и таблицы. В основном тексте можно сослаться на определённый договор, например, «Акт выполненных работ по договору оказания услуг № 14 от 15.07.2024». Таблица позволяет удобно отобразить не только объём и стоимость работ, но также сроки их выполнения и требования к качеству.
«При заполнении колонок с наименованием работ и их качеством нужно быть особенно внимательным, так как эти данные станут ключевыми аргументами во время судебных разбирательств».
Анна Уфимцевабухгалтер с 20-ти летним стажем, руководитель СП Business Explorer
Включать ли в акт сведения о недостатках
В акте важно зафиксировать не только факт передачи работы, её объём и качество, но и указать возможные дефекты. Когда заказчик принимает результат, он отмечает, полностью ли выполнены требования или только частично. Также заказчик может подтвердить, что не имеет претензий, или, наоборот, указать все недочёты и сроки для их исправления.
Желательно заранее выделить в документе специальное место для таких ситуаций. В противном случае, если у заказчика возникнут претензии, ему может быть сложно защитить свои права. Если заказчик считает, что работы сделаны плохо или не полностью, он может не подписывать акт и потребовать исправить ошибки. После их устранения составляется новый акт с актуальной датой.
Бланк акта выполненных работ 2024 года
Законодательство не устанавливает обязательный шаблон для документа, позволяя разработать свою структуру и оформить в произвольной форме.
Образец заполненного акта выполненных работ
Акт предоставляется в одном из двух форматов: бумажном или электронном. Вот образец того, как выглядит заполненный электронный документ.
Электронный вариант подписывается электронно-цифровой подписью. Важно подробно описать проведенные работы или оказанные услуги
Коротко об акте выполненных работ
- Акт выполненных работ — основное подтверждение того, что работы или услуги по договору были выполнены. Но он не является основанием для проведения финансовых и налоговых операций, для этого есть счёт-фактура. Акт фиксирует объём и качество проведённых работ и защищает стороны в случае судебных споров.
- В акте должны быть указаны все подробности о договоре и работах, включая их стоимость, сроки и объём. Чтобы избежать споров, важно, чтобы в документе и договоре информация о проведении работ совпадала. Оформление акта требует внимания к деталям и точности в заполнении, особенно в части указания недочётов и требований к качеству выполненной работы.
Добавить комментарий