главная / Траты и экономия / Пирамида потребностей Маслоу: что это такое и как применяется в бизнесе
Пирамида потребностей Маслоу: что это такое и как применяется в бизнесе
Дата обновления: 28.08.2024

Пирамида потребностей Маслоу: что это такое и как применяется в бизнесе

Рассказываем, что из себя представляет пирамида потребностей Маслоу и как она может использоваться в коммерции.

Сформулированная в XX веке американским психологом Абрахамом Маслоу теория об иерархии человеческих потребностей остается актуальной и сегодня. Она делит потребности человека на семь уровней в зависимости от их важности. Для наглядности градация потребностей обычно представляется в виде пирамиды. Эту теорию используют не только психологи и ученые, но и бизнесмены. Разбираемся, какие уровни потребностей человека выделил Маслоу и как его теория может помочь в бизнесе.

Кто такой Маслоу

Прежде чем переходить к разбору пирамиды потребностей, стоит узнать, кто такой её автор — Абрахам Маслоу. Маслоу родился в Нью-Йорке в 1908 году. Его родители переехали из Киева в США в начале XX века. В школе Абрахам был одним из лучших учеников, а после её окончания поступил в Корнеллский университет, где впервые познакомился с психологией. Позднее он перевелся в Висконсинский университет в Мадисоне, в котором получил степень доктора наук.

Маслоу стал работать в качестве научного сотрудника и за годы работы сменил несколько учебных заведений в США. Наибольшей известности ученый добился в 1960-е годы. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации. Скончался исследователь в 1970 году в возрасте 62 лет от инфаркта миокарда.

Абрахам Маслоу считается основателем направления гуманистической психологии. А самой популярной его теорией как раз и стала пирамида потребностей, о которой и пойдет рассказ дальше.

Что такое пирамида потребностей

Впервые концепция иерархии человеческих потребностей была изложена Маслоу в работе 1943 года «Теория человеческой мотивации». А подробное описание и изложение появилось в труде 1954 года «Мотивация и личность».

Маслоу считал, что потребности каждого человека можно ранжировать в зависимости от их важности и значения. Подобная градация позволяет человеку грамотно распределить свои силы и добиваться поставленных целей и задач. В бизнесе же иерархия потребностей помогает правильно мотивировать сотрудников и составить стратегию развития.

Для наглядности Маслоу разделил основные человеческие потребности на 7 уровней и представил их в виде пирамиды — от базовых в основании до личностных на вершине. По мнению психолога, перейти на следующий уровень пирамиды потребностей каждый человек может только после того, как закроет потребности предыдущего уровня. При этом Маслоу предполагал, что для освоения самых высших потребностей нет необходимости полностью удовлетворять базовые потребности.

Экстренный финансовый резерв: зачем он нужен и как накопить деньги

Узнать

В чем суть пирамиды потребностей

Пирамида потребностей разделена на уровни в зависимости от важности потребностей для жизнедеятельности человека. Маслоу признавал, что базовые потребности человека — в пище, сне, безопасности — неотъемлемы и составляют основу желаний. В представлениях психолога лучший образец удовлетворенного общества — такой, в котором все его члены способны получить все, что хотят на базовом уровне, и не думают о выживании. В таком обществе возможно духовное развитие, а значит, рост и процветание.

В то же время автор теории признавал, что потребности, их характер, объем и форма у разных людей и коллективов могут быть разными. Если одному человеку достаточно удовлетворить свои потребности на минимальном уровне, то есть те, которые требуют от себя и других максимума. Также у разных индивидов могут встречаться разные запросы на соотношение духовных и физиологических потребностей. Так, одним персонам может быть в первую очередь важно саморазвитие и признание, в то время как другим — наличие пищи и крова над головой.

Пирамида потребностей не представляет идеальную схему, которая могла бы отобразить все интенции людей. Критики Маслоу часто упоминают, что теоретик не предложил качественного способа измерения потребностей. А потому границы каждого из уровней размыты. Также подвергается критике сама иерархия потребностей — их порядок и расположение. Впрочем, сам Маслоу не раз говорил о том, что некоторые уровни пирамиды могут меняться местами.

Уровни пирамиды потребностей Маслоу

Перейдем непосредственно к описанию самой пирамиды Маслоу. Как мы уже сказали выше, она состоит из семи уровней:

  1. Физиологические потребности — сон, еда, вода, жилище, физическая близость;
  2. Безопасность — чувство защищённости, комфорта, стабильности, уверенности;
  3. Принадлежность и любовь — внимание, забота, поддержка;
  4. Уважение — одобрение, признание, успешность;
  5. Познание — знания, исследования, открытия;
  6. Эстетика — гармония, порядок, красота;
  7. Самовыражение — развитие личности, реализация возможностей.

Уровни пирамиды потребностей Маслоу

Нижние уровни пирамиды отражают потребности всех без исключения людей. И только удовлетворение физиологических потребностей открывает путь к потребностям более высокого уровня.

На высших уровнях пирамиды расположены те потребности, которые помогают личности развиваться и реализовываться. Они помогают не только не только самореализоваться конкретному человеку, но и вносить вклад в развитие общества. Каждый человек сам выбирает для себя ключевые потребности, исходя из своих желаний и возможностей. Пирамида вовсе не означает, что каждая личность обязана пройти все уровни и добраться до последнего из них.

Как пирамида Маслоу применяется в бизнесе

Поскольку пирамида Маслоу наглядно показывает градацию человеческих потребностей, её очень активно применяют в бизнесе. С одной стороны, коммерция может использовать знания о потребностях человека в рекламных кампаниях, например, подсвечивать такие стороны продукта, которые покажутся покупателям жизненно необходимыми. Это может быть безопасность продукта, его исключительность и необходимость для нормальной жизнедеятельности. Знания о том, что физиологические потребности важнее всего для человека, используют предприятия из сферы питания, магазины и различные сервисы. Они рекламируют свои продукты как доступные и необходимые каждому человеку.

Работодатели, в свою очередь, используют знания об иерархии потребностей человека для мотивации сотрудников. Поскольку для любого работника главной мотивацией выступает зарплата — как базовая потребность — компания может предложить сотруднику различные бонусы, чтобы выглядеть выигрышнее на фоне конкурентов. Например, оплачиваемую страховку (потребность в безопасности) или возможность бесплатно ходить на курсы повышения квалификации (самовыражение).

Если же не гарантировать сотруднику стабильную, адекватную по размерам и конкурентную зарплату, велик риск того, что работник не будет развиваться. А его труд будет низкокачественным. Это приведет к тому, что и компания в целом потеряет возможность расти и выходить на новые рынки.

Иерархию потребностей можно спроецировать и на компанию как организм. Любая фирма будет, прежде всего, стремиться к выживаемости и безубыточности. Если будет достигнут показатель прибыльности, компания перейдет к рекламе и развитию. В свою очередь, развитие компании будет невозможно, если она не может быть самодостаточной и окупающейся.

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии