
Почему банк берёт деньги за обслуживание карты
Все банковские услуги и сервисы требуют определённых затрат для их функционирования. Это касается и банковских карт. Частично расходы на обслуживание счетов перекладываются на плечи клиента. Сегодня узнаем, из чего состоит плата за банковское обслуживание и за какие ещё услуги банки берут деньги с клиентов.
Какие услуги оказывают банки
Изначально основным банковским продуктом было кредитование. Постепенно с развитием экономики и технологий спектр банковских услуг расширялся. Банки стали не только выдавать кредиты и хранить деньги и драгоценности в ячейках. К настоящему времени банки предоставляют частным и корпоративным клиентам десятки, а то и сотни услуг и зарабатывают на этом.
Среди наиболее распространённых банковских услуг можно отметить:
- открытие и обслуживание счетов и карт;
- кредитование;
- хранение средств и драгоценностей в банковских ячейках;
- инкассация наличных и обслуживание торговых точек;
- осуществление переводов денежных средств;
- предоставление банковских гарантий.
Это далеко не все услуги, которые банки предлагают своим клиентам. Некоторые банки строят собственную экосистему и предлагают сервисы — например, маркетплейсы или онлайн-подписки.
С прибыли, которая получена за эти услуги, банки платят налоги в соответствии с Налоговым кодексом. Также банк несёт операционные расходы на предоставление каждой услуги.
Зачем банки берут деньги за обслуживание карты
Как мы упомянули выше, банки несут расходы на каждую финансовую операцию. В случае с банковской карточкой банк выполняет целую последовательность действий для того, чтобы открыть и обслуживать счёт. Для начала банк обрабатывает заявку клиента и проверяет его личность и данные. Затем заказывает изготовление пластиковой карты и осуществляет её доставку до офиса банка или до квартиры клиента. Параллельно банк открывает карточный счёт для клиента и вносит сведения о нём в базу данных, где они будут храниться вплоть до закрытия счёта. После того как клиент активирует карту, банк предоставляет клиенту инфраструктуру для пользования сервисами. Закупает и устанавливает банкоматы, платит за то, чтобы они находились в рабочем состоянии, и постоянно обновляет. Если у банка есть мобильное приложение, он тратит средства на его актуализацию и обеспечение безопасности клиентов. Все эти расходы оплачиваются из бюджета банка.
И это не говоря о стоимости аренды помещений, техники, оборудования и заработной платы для сотрудников. Также банк выплачивает налоги с прибыли в государственную казну.
Что входит в плату за обслуживание карты
Один из способов для банков компенсировать расходы — взимать плату за обслуживание карт с их владельцев. За эту сумму клиент получает возможность пользоваться сервисами и отделениями банка, взаимодействовать с кол-центром, осуществлять операции через банкомат и мобильное приложение. Средства клиента на карточном счету страхуются государством, и их компенсация гарантируется в случае банкротства или закрытия банка. Банк гарантирует защиту карты и обеспечивает её замену на новую в случае окончания срока действия или иных причин. Дополнительно клиент банка получает возможность заказать уникальный дизайн для своей карты.
Размер платы за обслуживание зависит от нескольких факторов: типа и статуса карты, основной валюты, платёжной системы и дополнительных функций. В Узбекистане большинство стандартных дебетовых карт — бесплатные в обслуживании. А вот за валютные и премиальные карты придётся платить. Стоимость месячного обслуживания варьируется в диапазоне от 1 до 15–20 $ за такие карты. Комиссия за обслуживание карты, как правило, взимается либо ежемесячно в установленный день, либо раз в год. Обычно банк предупреждает клиента о списании средств за обслуживание карты в СМС-сообщении или push-уведомлении.
Как получить бесплатное банковское обслуживание
Если не хотите платить за обслуживание карты, можно выполнить несколько условий, чтобы получить бесплатное обслуживание. Требования к владельцу карты различаются в разных банках и для разных типов и видов карт. В основном банки просят клиентов перевести зарплату на карту, держать на счету определённую крупную сумму, открыть депозит или ежемесячно тратить с карты установленную сумму. Уточняйте условия бесплатного обслуживания у своего банка и для своего типа карты.
Также плата за обслуживание может не взиматься с некоторых категорий клиентов. Например, с пожилых лиц или с людей, которые получают социальную помощь от государства. Карты для начисления пенсий обычно бесплатны при любых условиях.
За что ещё берут плату банки
Внимательно изучайте условия и тарифы обслуживания карточного счёта до того, как подадите заявку на его открытие и выпуск карты. Большинство банков в Узбекистане взимает плату за выпуск пластиковой карты. Также существуют разнообразные комиссии за банковские услуги. Например, за снятие средств со счёта через банкомат или за перевод денег другим лицам. Банки обычно берут комиссию и за конвертацию национальной валюты в иностранную. По некоторым картам предусмотрена и комиссия за совершение определённых покупок. А ещё банки любят снимать деньги за СМС-информирование об операциях. Чтобы избежать непредвиденных расходов, внимательно читайте все пункты договора и задавайте вопросы сотрудникам банка. И обязательно закрывайте карты, которыми уже не пользуетесь, чтобы не платить за их обслуживание.
Хотите максимально сэкономить на плате за банковское обслуживание и комиссиях за транзакции? Тогда выбирайте карты, которые работают в национальной платёжной системе Uzcard или HUMO с сумом в качестве основной валюты.
Добавить комментарий