главная / Покупки / Гид по риштанской керамике: как отличить уникальные изделия от простых сувениров
Дата обновления: 28.03.2024

Гид по риштанской керамике: как отличить уникальные изделия от простых сувениров

В Китае — фарфор, на острове Мурано в Италии — стекло, а в Узбекистане — своё искусство, известное далеко за пределами страны. Это риштанская керамика. Рассказываем о художественном промысле, его особенностях и ценности изделий от настоящих мастеров.

Краткая история риштанской керамики

Сколько лет риштанской керамике, точно не знает никто: восемь веков, девять или даже больше тысячи лет. Зародилось искусство — а только так хочется называть создание керамической посуды — в Ферганской долине, в одном из самых древних её поселений — в Риштане.

По одной из версий, наименование Риштан восходит к слову «мудрые, разумные»; другое предположение гласит, что название произошло от слова «Раш», что означает «красная земля». Город и окрестности действительно славятся месторождениями глины хоки-сурх. Она отличается красноватым оттенком, а главное — свойствами: вязкостью, а после обжига — прочностью. Эта особая глина, не требующая сложной подготовки и дополнительных компонентов, — одна из особенностей местной керамики.

Керамическое ремесло развивалось в Риштане не только из-за доступности сырья. Через город столетия назад проходил Великий шёлковый путь, местные мастера предлагали свои изделия и видели чужие. Какое-то время они копировали работы из других стран, в первую очередь из Китая, но со временем сформировали собственный уникальный стиль.

Летящая кистевая роспись, природные мотивы, оттенки зелёного, лазурного, бирюзового, голубого до сих пор отличают риштанские изделия. 

К XIX веку Риштан стал столицей керамики — не только для Узбекистана, но и во всей Центральной Азии. В городе, отмечается в книге «Керамика Риштана», работало около 80 мастерских, в которых творили мастера и члены их семей, а их изделия экспонировались в других странах — например, на Всемирной выставке в Париже.

Риштанская керамика переживала плохие и хорошие времена. Спад в начале XX века из-за ввоза в страну более дешёвой посуды, образование артелей мастеров и выпуск массовых изделий, возвращение к историческим техникам на производстве и в домашних мастерских. В этом и один из её феноменов — сохранение традиций, чем не смогли отличиться соседние города, где тоже работали гончары. И особое отношение к работе.

«Многие думают, что керамика — это всего лишь изделия домашнего обихода, посуда, но это ошибочное мнение, — объясняет керамист Алишер Назиров. — Керамика — это создание произведений искусства. Когда я был учеником и брал в руки глину, наставник повторял: "Сначала поздоровайся с глиной", он требовал, чтобы мы уважительно относились к ней. Керамика — удивительное, божественное занятие».

В чём особенность риштанской керамики

Не только в верности традициям и глубоком прошлом (хотя знать, что держишь в руках изделие от мастера в 10-м поколении — уже достаточный аргумент). Ценится посуда и за свои свойства.

Натуральные материалы. Глина, красители, глазури — практически всё для производства традиционной керамики в Риштане даёт природа. В итоге из-под рук гончаров выходит экологически чистая посуда.

Особенно интересна специфическая для Узбекистана глазурь — ишкоровая, её делают с использованием золы растения киркбугин. Культивировать травы искусственно не получается: не приживаются, поэтому собирают их только в дикой природе, в течение нескольких осенних недель. Именно ишкоровая глазурь обеспечивает изумрудно-голубые оттенки изделий, характерные для керамики из Риштана.

Также используются красители. Ключевых три: кобальт даёт глубокий синий, который считается цветом счастья; окись меди — зелёно-голубой, железо — коричневый. Современным мастерам доступны любые красители, но эти считаются классическими. И никакой свинцовой глазури!

Внешний вид. В оформлении керамики из Риштана отражается плодородие и богатство земель. Будто перед вами не посуда, а пейзаж или натюрморт с птицами, рыбами, фантазийными растениями. Гармоничная геометрия, плавность линий — всё это нередко рождается во время импровизации мастера, без трафаретов и заготовок.

Символизм. Риштанская керамика — это не только красивая посуда у вас дома. Многие верят, что она служит обладателям талисманом, а нанесённые узоры имеют особый смысл. Так, считается, что точка в центре — это рождение человека, расходящиеся вокруг него капли, круги и штрихи — его продолжение в работе, росте, развитии, детях и внуках. Нарисованный на посуде из Риштана кумган (кувшин) называют символом гостеприимства, гранат — достатка, рыбы — чистоты, птицы — свободы и мира.

Ручная работа. Керамика может производиться массово, на заводах, или вручную — второй вариант всегда ценится больше. Причин тому много: на небольших семейных предприятиях используются традиционные техники и инструменты, мастер делает каждое изделие, вкладывая в него свои мысли и фантазию. Возможно, даже пожелания будущему владельцу, ведь в процессе мастер может напевать песни или произносить молитвы. Покупая риштанскую керамику ручной работы, вы можете быть уверены: другого абсолютно такого же изделия в мире больше нет.

Качество. Риштанская керамика обладает отличной теплоизоляцией, сохраняет еду горячей дольше. Она устойчива к воздействию температуры, её можно использовать в духовом шкафу и на открытом огне. А ещё она крепкая. Один из гостей, побывавших в мастерской керамиста Алишера Назирова, вспоминает: когда усто упаковывал для них купленные изделия, он несколько раз постучал блюдом об стол — и никаких трещин или сколов. Хотя так проверять прочность, конечно, не советуем.

Ассортимент. Риштанская керамика — это ещё и многообразие форм. От местных мастеров можно купить ляганы, миски и пиалы, кувшины-хумы для зерна или масла, сосуды в виде птиц и особенные, для омовения рук, характерные для Узбекистана.

Виды риштанской керамики — как отличить и что покупать

Как верно отмечают знатоки, настоящая риштанская керамика и «сделано в Риштане» — порой совсем разные вещи. Если хотите купить аутентичные, по-настоящему ценные предметы, а не просто узбекский сувенир, стоит кратко разобраться в изделиях.

С этим поможет путеводитель по керамике — создали его искусствовед, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Людмила Кодзаева, журналист Лилия Николенко и доктор искусствоведения Эльмира Гюль. Делимся краткой выдержкой из гида.

Абсолютная классика Риштана. Стоит чаще всего дорого и ценится высоко — такой можно передавать детям и внукам.

  • Сине-бирюзовый риштан — классика в традиционной гамме и с узорами, взятыми из быта и природы. Такие работы стоит искать у Шарофиддина Юсупова, Рустама Усманова, Бахтиёра Назирова, Алишера Назирова и других мастеров.
  • Ишкоровый риштан — в той же сине-голубой гамме и с природными узорами. Главное — покрытый ишкоровой глазурью.
  • Чинни риштан — имитирует бело-синие узоры, характерные для фарфора, рисунок часто покрыт сине-зелёной глазурью.
  • Бытовой риштан — он отличается от сине-зелёной классики. Производится в коричневых тонах с лаконичным рисунком. Стоит дешевле, но всё же ценится — как посуда для жизни.

Современный риштан, уже ставший традиционным. Здесь виды керамики расположены по убыванию от наиболее ценного к наименее.

  • Авторский риштан — такой покупают от мастеров, которые в классические техники привносят что-то своё: узоры, краски, формы и глазури.
  • Ислими риштан — мелкий растительный узор из вьющихся побегов, стеблей, цветов. Это сложная и красивая техника при ручной работе — но канонической она не считается, если полностью покрывает посуду.
  • Серийный риштан. Его отличает мелкий геометрический узор — много повторяющихся простых линий, форм и точек. Такой стиль появился в 70-х на заводах, чтобы выпускать больше посуды. Мастера называют его сухим и лишь отдалённо напоминающим настоящий стиль.

«Произведено в Риштане». Товары, сделанные в городе, но не имеющие отношения к риштанскому стилю. Здесь можно найти всё что угодно: от тарелок в нетипичных красных, жёлтых, оранжевых цветах с восточными мотивами до керамических подставок под телефон.

Что покупать? Создатели путеводителя советуют абсолютную классику и авторский риштан. Но отмечают, что и другие изделия вполне имеют право на жизнь — в качестве приятного сувенира или начала коллекции: «Главное здесь — называть всё своими именами».

Как выбрать качественную керамику: советы

Про растительный узор и цветовую гамму повторять не будем. В этом разделе — пара кратких советов, как распознать качество керамики, и несколько лайфхаков.

  • Возьмите изделие, проведите рукой по поверхности и проверьте её — убедитесь, что на керамике нет пузырьков и явных неровностей. Иначе может появиться скол, трещина.
  • Аккуратно и легко щёлкните по посуде и проверьте звук. Риштанская керамика звучит и даже «поёт». Чем более звонкий звук, тем более качественной считается посуда.
  • Ишкоровая глазурь не даёт выраженного блеска под лучами солнца. Если изделие покрыто ей, оно должно быть слегка матовым.
  • Ручная керамика имеет больший вес, чем промышленная, изготовленная заполнением форм шликерной массой.
  • Ручную работу можно отличить по следам от гончарного круга на дне и иногда — по росписи или клейму от мастера.
  • Если вы видите на прилавке несколько идеально ровных изделий с абсолютно идентичным рисунком, это не ручная работа. Керамика, сделанная мастером, уникальна и не имеет копий.

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии